«Я больше не хочу делать коллекции, над которыми не думаю»
РАФ СИМОНС ОБ ИДЕЯХ, ЭЛИТАРНОСТИ И ГЛИНЯНЫХ ГОРШКАХ.
Бывший креативный директор модного дома Dior, похоже, войдёт в историю мира моды, как её ум, честь и совесть. В эпоху всеобщей коммерциализации он оказался одним из немногих, кто по-прежнему думает о смысле своей работы. Однако, он далек и от образа трепетного романтика, который в последнее время ему отчаянно стараются навязать. Это хорошо видно из его бесед с писательницей и критиком Кэти Хорин, состоявшихся после последней Недели Моды в Париже, но еще до того, как Симонс объявил о решении покинуть Dior. Мы приводим здесь перевод отрывка статьи издания The Business of Fashion.
На следующий день после показа коллекции мы встретились с Рафом в ресторане на Авеню Монтань.
Мы сделали эту коллекцию за три недели. Токио тоже был готов за три недели. В действительности все всегда готовится за три недели, максимум пять. И я с улыбкой вспоминаю свою первую коллекцию для Dior, в 2012 году. Тогда я беспокоился, потому что у нас было всего восемь недель. Но знаете что? Это действительно возможно - так работать - если ты собираешь все свои идеи вместе. Это механизм, машина. Да, конечно, нам приходится усердно думать, потому что идеи не появляются из под земли”.
За некоторое время до этого Раф упомянул, что хотел бы изменить структуру студии Dior, так что я спрашиваю его об этом.
Когда ты делаешь по шесть шоу в месяц, у тебя нет времени на то, чтобы охватить весь процесс. Технически - да, люди, которые шьют одежду, способны работать в таком темпе. Но вот у тебя уже нет времени для вынашивания идеи, а время на раздумья - это очень важно. Это когда у тебя появляется идея, а ты говоришь “Хм, отложим-ка пока это в сторону и вернёмся к этому позже”. Но это невозможно сделать если у тебя на все есть лишь одна команда. И вот что люди еще не принимают во внимание, так это то, что показы на подиуме отнимают время от твоего расписания. Одна только подготовка к показу может занять 6-7 дней, особенно если он проходит за границей.
- Но ты постоянно творишь. С нехваткой времени.
У меня нет проблем с творческим процессом. Потому что это то, для чего я живу. Это происходит постоянно. Последний показ состоялся вчера, а сегодня, обедая в машине, я сделал четыре или пять заметок на память. Идеи приходят все время.
- Например? На что это похоже?
На всякие глупости. Я просто думал о таком грубом, “мужском” пошиве, как например, на флоте. Толчком могут быть действительно несерьёзные вещи, какая-нибудь пуговица. Но я так делаю всю жизнь. Проблема только в том, что я не могу думать так же долго как раньше. А я больше не хочу делать коллекции, над которыми я не думаю. У меня есть очень жёсткое расписание, которое начинается в 10 утра и составлено на весь день. Каждая - каждая! - минута заполнена. С 10 до 10.30 я, скажем, занимаюсь обувью. С 10.30 до 11.15 - ювелирные украшения. Стоит хоть чему-то сдвинуться, как весь график тут же летит к чертям. И что вы сделаете после этого? Выйдете из офиса в 8? Конечно нет, вы останетесь до полуночи. Это жизнь. Именно поэтому мы создали две команды, они работают параллельно над разными коллекциями.
После определенного толчка от Рафа, команды начинают работать. Образы, идеи. мысли. Он будет выбирать лучшее. В Jil Sander он практиковал мозговые штурмы, вместе со всей командой.
Я делал так очень часто. После того, как проходили показы, я собирал всех за большим круглым столом и спрашивал “Что вы видели? Что показалось вам современным? Старым?”. Сперва каждый сидел со ртом полным своих собственных зубов и недовольным лицом. А потом они полюбили это. Это превратилось в настоящий диалог, что мне очень нравилось.
- Ты можешь делать то же самое в Dior?
Нет, совершенно. Иногда я могу обсудить какие-то идеи с лидерами команд. Но группы здесь слишком большие, и всегда находится что-то более важное. В тот момент когда вы говорите “Это интересно, надо бы попробовать” - вещи проносятся мимо вас на огромной скорости.
- Но, несмотря на давление, система все-таки работает?
Технически, работает. Работает ли это для меня в эмоциональном плане? Нет, потому что я не из тех людей, которые любят делать все настолько быстро. Мне кажется, имей я больше времени, я бы отказался от некоторых идей, и привнес бы вместо них другие концепции. Но это тоже не абсолютное благо, иногда слишком долгие раздумья могут убить идею.
- Люди сейчас привыкли обрабатывать информацию гораздо быстрее. У нас есть социальные медиа, через которые она распространяется моментально. Возможно, это одна из причин, почему все вокруг изменилось.
Возможно. Мода перешла в разряд “поп”. Я не могу сказать, что это хорошо, или что это плохо. Я знаю только, что когда-то она была элитарным искусством. Я не знаю, нужно ли этого стыдиться или, наоборот, признать, что было лучше, когда мода была “не для всех”. Сейчас высокая мода доступна всем.
Несколько дней спустя, я вновь получила повод пообщаться с Рафом. Он ехал из Антверпена в Париж и мельком упомянул, что собирается провести выходные в парижском Диснейленде. Услышав моё приглушенное фырканье, он добавил “Мне нравятся такие вещи, поверите вы в это или нет”. Я не поверила, но не стала задумываться об этом. Свои первые два года в Dior Симонс работал без перерыва, в режиме нон-стоп и жаловался на то, что у него нет нормальной жизни. Так что новость о том, что у него появилось время на отдых, меня порадовала. Постепенно мы заговорили о “модной машине”, об огромных мультиплексах брендов которые производят одежду с единственной целью продать её, и о том, к чему это ведет.
Мы говорили об этом с Руби Стерлинг (художница - прим. авт.). Могут ли идеи работать лишь в той системе, что сейчас существует? Я нахожусь в очень четких рамках, это очевидно, но есть и другие ситуации, в которых все по-другому. Например, наша коллаборация со Стерлинг в 2013 году. Возможно она имела такой большой успех именно потому, что мы оба делали то, что было очень далеко от нашей обычной работы? Это было не то же самое, что сделать много-много коллекций или много-много выставок. Но может ли такой подход существовать сам по себе?
- Нет, не может. Это противоречит современной системе моды, в которой вещи должны повторяться опять и опять.
Все так легко доступно, и поэтому вам больше не нужно прикладывать усилий. Когда мы были молоды, нужно было очень много думать, чтобы изобрести что-то, нужно было копать действительно глубоко. Сейчас, если тебе чего-то хочется, то ты получаешь это уже через секунду, а еще секунду спустя - выбрасываешь.
Он ворчит, недовольный тем, что приходится стоять в пробке, и все еще явно раздраженный продолжает.
Это чувство все время со мной. Время, его никогда не хватает. Ты в постоянном напряжении. Я знаю, как избежать этого в моей частной жизни. Провести три часа на природе. Это рай. Или ты просто идёшь в булочную, покупаешь корзину, а потом валяешься на траве. Блаженство. Но что делать с этим в профессиональной жизни? Купить дом и начать делать глиняные горшки или что-то вроде того?
Фото:indigitalimages.com
Переведено по материалам: The Business of Fashion